ПРОГРАММА
«Экспериментального внедрения диалектической
системы
воспитания и образования»
1.
Общие положения
Основные принципы, цели и задачи, структура, финансирование,
организация учебного процесса действующей государственной системы образования закреплены в Законе РФ "Об
образовании". Принципы, цель и задачи диалектической системы воспитания и
образования раскрыты в работе
"Диалектическая педагогика»,
опубликованной в журнале «Диалектик», №1, 2001 г.
Основополагающие различия этих двух систем
следующие:
Философской основой государственной системы образования является
эклектизм плюрализма, персонализма, прагматизма, а диалектической системы - диалектический монизм.
Эклектичность философской основы
порождает разброс понятий и определений официальной педагогической теории в отличие от диалектической стройности понятий и
определений диалектической педагогики. В Законе РФ "Об образовании"
понятие "образование " шире
понятия "воспитание"
при этом процесс воспитания рассматривается как составная часть, причем
не важнейшая, процесса образования.
Диалектическая педагогика определяет
"воспитание" шире чем "образование" и при этом
образовательный процесс рассматривает, как составную часть воспитательного (основополагающего)
процесса.
Целью государственной системы образования является
формирование личности,
адекватной существующим общественным отношениям; т.е. по сути - прагматика (человека
рассудочного). Целью диалектической
системы воспитания и образования является формирование свободной, разумной,
добродетельной Личности, т.е. формирование по сути диалектика -человека духовного.
Ступени и содержание образовательного процесса,
а также структура действующей системы образования определяется государственными
стандартами. Воспитательно-образовательный процесс диалектической системы
воспитания и образования по содержанию
превышает государственные стандарты. В то же время воспитательный процесс начинается еще до
зачатия ребенка, продолжается в период беременности и родов. Затем
ребенок как воспитанник единой
системы воспитательно-образовательных учреждений "Международного
центра воспитания и образования "Диалектик", в единой, защищенной
социальной среде получает все необходимое для своего формирования как
Личности-диалектика по принципу «бытие определяет сознание», что достигается
сознательным применением устроителями этой среды диалектически противоположного
принципа «сознание определяет бытие».
Финансирование государственной системы
образования ограничено.
Диалектическая система предполагает привлечение сил и средств родителей, общества сверх
нормативного
государственного финансирования с
целью обеспечения воспитанников Центра всем необходимым для формирования
свободной, разумной, добродетельной, духовной Личности-диалектика.
Указанные различия становятся основой следующих
особенностей диалектической системы
воспитания и образования по сравнению с действующей государственной
системой:
1. Начало учебных занятий в диалектической системе
воспитания и образования три раза в календарном году. Срок получения
общего (полного) образования по сравнению с государственной
системой образования сокращен до 10 лет.
2. В диалектической системе
воспитания и образования сокращено число
воспитанников в классе, группе, а также предусмотрено ведение воспитательно-образовательного
процесса с разбивкой
классов, групп на подгруппы,
вплоть, по необходимости, до индивидуального обучения.
3.
С начальной школы предполагается раздельное обучение мальчиков и девочек.
4.
Увеличение штатов сотрудников
воспитательно-образовательных подразделений Центра по сравнению с
аналогичными учреждениями государственной системы образования.
5.
Воспитательно-образовательный процесс предполагается осуществлять в режиме продленного дня, а по
возможности круглосуточно при пятидневной рабочей неделе.
6. Учебные планы,
основанные на государственных стандартах, в диалектической системе изменены
путем замены досугово-развивающих предметов (музыка, пение, физкультура и т.п.) на
образовательные предметы (иностранный язык и т.п.). Причем предусматривается,
что изучение досугово-развивающих предметов будет производиться в качестве
мероприятий продленного дня.
7. В диалектической системе воспитания и
образования отсутствуют домашние задания, что предполагает выделение времени и
создание условий для самостоятельной, по своему усмотрению, подготовки
воспитанников и режиме продленного дня с целью развития навыков к самостоятельной образовательной
деятельности.
8. В диалектическом процессе воспитания
предусматривается применение только годовых итоговых оценок и отсутствие
системы текущих оценок, которая заменена
ведением дневника, наблюдений на каждого воспитанника.
9. Наряду с получением общего (полного)
образования каждый воспитанник Центра
получает квалификационную профессиональную
подготовку по нескольким массовым специальностям.
2.
Цели и задачи эксперимента
Целью программы является создание, по - возможности, в допустимых пределах диалектической системы
воспитания и образования на базе действующих воспитательно-образовательных
учреждений, а также доказательство ее
преимущества перед государственной системой образования, как по прагматическим результатам, так и по духовным.
Необходимо при этом понимать, что полное воплощение идеи диалектической
системы воспитания и образования на базе действующих воспитательно-образовательных
учреждений и в условиях действующего
быта невозможно.
Задачи программы
эксперимента определяются этапами внедрения диалектической системы воспитания
и образования. Таких этапов четыре.
Первый этап: - определение базовых
воспитательно-образовательных учреждений и коллективов, согласных
участвовать в эксперименте.
Второй этап: - включение в учебные планы базовых
воспитательно-образовательных учреждений дополнительных дисциплин, а также по возможности изменение содержания
и методики обучения с обеспечением требований государственных стандартов.
Данный этап позволит участникам эксперимента глубже понять возможности
диалектической системы воспитания и
образования. На данном этапе будут подбираться кадры, способные к реализации
не только учебных программ, которые
будут создаваться на этом этапе, но и методик диалектической системы воспитания
и образования.
Таким образом,
задачами второго этапа, является создание учебных планов и программ, а также отбор и
обучение кадров способам и методам диалектического воспитания и обучения. Кроме того, на данном этапе начинает
осуществляться практически диалектический воспитательно-образовательный
процесс.
Продолжительность данного этапа, в зависимости от условий, от одного года до
трех лет.
С тем, чтобы ускорить внедрение диалектической
системы воспитания и образования необходимо начинать ее внедрение с начала
каждой из девяти ступеней системы, и
особенно, начинать с первых и обязательно, по возможности, нулевой. Необходимо понимать, что указанные учебные
планы и программы, способы и методы
диалектического воспитательно-образовательного процесса в различной степени
должны иметь промежуточный характер между государственными программами
и программами диалектической системы воспитания и образования.
Поскольку программы воспитательно-образовательного процесса для
воспитанников начинающих с нулевой ступени с необходимостью будут отличаться
от программ воспитанников, начинающих с вышестоящих
ступеней и не имеющих подготовки, которую необходимо дают предыдущие ступени,
Третий этап: - осуществление перехода режима
воспитательно-образовательного процесса от нормативного к режиму продлённого
дня для воспитанников центра, а
также увеличение штата сотрудников сверх нормативного, по возможности,
в соответствии с требованиями диалектической системы воспитания и
образования. Кроме того,
необходимо активное практическое привлечение родителей воспитанников
через общественную организацию "Школа и община" благотворительного фонда
"Диалектик" к воспитательно-образовательному процессу и
его дополнительного финансирования и материально-технического обеспечения.
Период реализации мероприятий
данного этапа от одного до трех лет.
Следует учесть, что данный этап
может при благоприятных условиях
реализовываться одновременно со вторым этапом.
Четвертый этап: - создание необходимых условий для перехода
воспитанников Центра, с нижестоящей ступени на последующую ступень диалектической
системы воспитания и образования; а также корректировка учебных планов,
программ, способов, методов и режима,
воспитательно-образовательного процесса, по – возможности, с наибольшим
приближением к требованиям диалектической системы воспитания и образования.
Сложность и
многообразие задач эксперимента
требует создания творческого
коллектива с функциями учебно-методического центра.
3.
Материально - техническое обеспечение и финансирование эксперимента
Внедрение диалектической
системы воспитания и образования в действующую государственную систему
образования необходимо осуществлять на основе договорных отношений
благотворительного фонда "Диалектик"
с муниципальными воспитательно-образовательными и медицинскими
учреждениями. Это позволит использовать нормативную базу материально-технического обеспечения этих
учреждений, поскольку воспитанники
Центра будут также учащимися и пациентами
этих учреждений, а также будет
способствовать значительному сокращению
расходов на осуществление эксперимента. В противном случае, если все начинать с нуля, эксперимент в
настоящих условиях был бы невозможен.
Расходы, связанные с
внедрением Нулевой ступени (до зачатия ребенка) диалектической
системы воспитания и образования осуществляемые центром Прогнозирования
составят 240 тыс. рублей, с учётом необходимости обследования и оздоровления
120 пар будущих родителей в год.
Расходы школы
"Будущих матерей" на реализацию мероприятий I ступени
диалектической системы воспитания и образования составят 120 тыс. рублей из
расчета 1 тыс. рублей на одного будущего
ребенка, которых будет 120 детей в год.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий школы "Раннего
плавания" на II ступени диалектической системы воспитания и
образования на 120 воспитанников составят 360 тыс. рублей в год; в том числе
на 60 детей с 1 месяца до 6 месяцев - 60 тыс. рублей, на 60 детей с 6
месяцев
до 12 месяцев - 300 тыс. рублей.
Расходы на
материально-техническое обеспечение внедрения
диалектической системы
воспитания и образования,
значительная доля которых связана с организацией дополнительного питания
воспитанников в режиме продленного дня, возрастут не менее чем на 50 процентов от нормативных
и составят не менее 1155 тыс. рублей (Расчет
прилагается).
Ежегодное финансирование творческого
учебно-методического центра за
научное руководство экспериментом,
разработке и корректировке учебных планов и программ, а также методик диалектического
воспитательно-образовательного процесса составят 300 тыс. рублей.
Ежегодные расходы, связанные с
обучением специалистов, способных осуществлять диалектический
воспитательно-образовательный процесс составят 135 тыс. рублей (Расчет
прилагается).
Расходы на выплату заработной платы каждому сотруднику,
осуществляющему воспитательно-образовательный процесс в ходе эксперимента должны быть увеличены не менее чем на 25
процентов сверх нормативных. Общее увеличение расходов на выплату заработной
платы сверх нормативных определяется числом участников эксперимента, которое
будет возрастать по мере перехода от второго этапа эксперимента, к третьему и
четвертому этапу.
Эти расходы на втором
этапе составят 150 тыс. рублей, на
третьем этапе - 700
тыс. рублей, на четвертом этапе – 1050 тыс. рублей (Расчет прилагается).
С: целью
профессиональной подготовки, организации труда, отдыха, оздоровления
воспитанников необходимо создание и укрепление материально-технический базы
центра "Оздоровление" на озере Суходольском, учебно -
экспериментальной базы в г. Тосно,
школы-фермы на реке Тигода, которые переданы благотворительным Фондом
"Диалектик" в оперативное управление образовательному
учреждению «Международный центр воспитания и образования «Диалектик".
На организацию
деятельности центра «Оздоровления» необходимо
выделить не менее 1000 тыс. рублей.
На организацию
деятельности учебно-экспериментальной базы необходимо выделить не менее 1000 тыс. рублей.
На организацию
деятельности школы-фермы необходимо выделить не менее 1000 тыс. рублей.
Расходы первого года,
второго этапа экспериментального
внедрения диалектической системы воспитания и образования, охватывающего 360
будущих родителей (240 на нулевой ступени и 120 беременных женщин на первой
ступени) и 180 воспитанников (по 30
воспитанников на каждой ступени со второй по седьмую включительно, 6 х 30 =
180) составят 2925 тыс. рублей, в том числе:
-
на
нулевой ступени - 240 тыс. рублей,
-
на
первой ступени - 120 тыс. рублей,
- на второй ступени -360
тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на III ступени - 630
тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на IV ступени
- 630 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на
V ступени - 315 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на VI ступени – 315 тыс. рублей,
-
материально-техническое
обеспечение 30 воспитанников на VII ступени - 315 тыс.
рублей,
Кроме того:
-
финансирование творческого учебно - методического центра 300 тыс.
рублей,
-
расходы
на повышение квалификации 30 сотрудников 60 тыс. рублей,
-
расходы,
связанные с повышением зарплаты 30 сотрудникам,
занятым в реализации программы эксперимента
30 х 5 тыс. рублей = 150 тыс.
рублей,
-
расходы
на организацию деятельности Центра «Оздоровления», на создание
учебно-экспериментальной базы Центра, и школы-фермы «Тигода» 3000 тыс. рублей,
- расходы на
профессиональную подготовку 120 воспитанников
седьмой ступени на
учебно-экспериментальной базе
Центра 420 тыс. рублей.
Всего
6855 тыс.рублей
В последующие годы(с переходом на
четвертый этап эксперимента) необходимо предусмотреть рост расходов, связанных
с ежегодным увеличением числа воспитанников на 90 человек(120 поступающих с
нижестоящей ступени на вышестоящую ступень) и минус 30 воспитанников,
переходящих в реальное училище с седьмой ступени). К концу эксперимента через 16 лет общее число воспитанников составит 1720 человек.
Финансирование эксперимента должно осуществляться из средств
субъектов федерации и муниципальных бюджетов, благотворительных взносов,
родительской оплаты оздоровительных и воспитательно-образовательных услуг.
4. Порядок
организации эксперимента
В проведении
эксперимента участвуют Межрегиональный общественный благотворительный фонд
«Диалектик», образовательное учреждение
«Международный центр воспитания и образования
"Диалектик", базовые
медицинские и воспитательно-образовательные учреждения, Ленинградский областной институт развития образования.
Организационное руководство возлагается
на образовательное учреждение "Международный центр воспитания и образования
"Диалектик".
Научное руководство
берет на себя Ленинградский областной институт развития образования.
Финансирование
эксперимента осуществляется через благотворительный фонд
"Диалектик".
Взаимоотношения между
участниками эксперимента регулируются договорами о совместной деятельности.
Эксперимент проводится в порядке,
предусмотренном программами
«Оздоровления», «Воспитания и образования» БФ «Диалектик».
Согласовано
Президент МОБФ
«Диалектик»
Генеральный директор ОУ МЦВО"Диалектик"
Ректор Ленинградского областного института развития
образования
Приложение
РАСЧЕТ
дополнительных расходов
на выплату заработной платы из расчета ее повышения на 25%
от нормативного в год
Нормативная заработная плата, воспитателя-педагога в год 20 тыс. рублей, 25% составят 5
тыс.
рублей.
На
втором этапе реализации программы привлекаются 30 специалистов;
Дополнительные
затраты на зарплату составят в год
30 х 5 тыс. рублей = 150 тыс. рублей.
На третьем этапе привлекаются 60 специалистов.
Всего расходы в год на
выплату дополнительной зарплаты составят
60 х 5 тыс. рублей =
300 тыс. рублей.
Причем 20 специалистов
должно быть привлечено за счет расширения штата сотрудников.
Их нормативный фонд
зарплаты в год составит 400 тыс. рублей.
Таким образом, затраты
на увеличение фонда зарплаты
специалистам, занятым в
реализации третьего этапа программы всего в год
составят 700 тыс. рублей.
Ha четвертом этапе
реализации программы привлекаются 90 специалистов, причем 30
специалистов
привлекаются за счет расширения штата сверх нормативного:
Нормативная зарплата
дополнительным 30 сотрудникам составит 30 х
20 тыс. рублей =
600 тыс. рублей.
Всего расходы в год на
выплату дополнительной зарплаты составят
90 х 5 тыс. рублей =
450 тыс. рублей.
Всего фонд заработной платы сверх нормативного на четвертом
этапе в год составит
600 тыс. рублей +
450 тыс. рублей = 1050 тыс. рублей.
Приложение
РАСЧЕТ
ежегодных затрат на организацию деятельности
центра «Оздоровления» и
школы-фермы «Тигода», учебно-экспериметальной
базы «Диалектик»
1. Нормативные затраты центра «Оздоровления» на одного
воспитанника в месяц составят 3000
рублей.
Всего три месяца летнего
отдыха. Всего 90 воспитанников.
Всего затраты составят: 3 х 3000 х 90 = 81000
рублей
2. Нормативные затраты школы-фермы «Тигода» на одного
воспитанника в месяц составят 2000 рублей.
Всего три месяца летнего трудового воспитания.
Всего 90 воспитанников.
Всего затраты составят: 3 х 90 х 2000 = 54000
рублей
3. Нормативные затраты учебно-экспериментальной базы «Диалектик» на профессиональное обучение одного воспитанника в учебном году составят 3500 рублей.
Всего 120
воспитанников. Всего расходы составят
420 тыс. рублей.
Приложение
РАСЧЕТ
затрат на материально-техническое обеспечение
внедрения
диалектической системы воспитания и образования
в год
Нормативные расходы на одного воспитанника в
месяц:
Дошкольные учреждения 14 тыс. рублей.
Общеобразовательных учреждений 7
тыс. рублей.
Дополнительные расходы
на одного воспитанника из расчета 50 % их увеличения:
Дошкольных учреждений 7 тыс. рублей
Общеобразовательных учреждений 3,5 тыс. рублей
Всего воспитанников в
год:
Дошкольных
учреждений:
Яслей
- 60 + 30 = 90
Детского сада - 30
Начальной
школы - 30
Средней
школы - 60
Всего девять учебных месяцев в году.
Дополнительные расходы на всех воспитанников в год 1155 тыс. рублей.
Нормативные расходы на всех воспитанников в год 2310 тыс. рублей.
Всего
расходы составят3465 тыс. рублей.